Сохранения психологического здоровья ребенка.
Проблема психологического здоровья личности остается одной из актуальных на сегодняшний день. Психологическое здоровье выступает фундаментальным условием полноценного функционирования и непрерывного развития личности, обеспечивает человеку гармонию с самим собой и окружающей средой. В настоящее время активный интерес к проблеме психологического здоровья детей связан, с одной стороны, с особенностями социокультурной, образовательной, политической, экономической, экологической и т.д. ситуацией современного детства, с другой – уникальными особенностями детей XXI века.
Изменения, происходящие в культуре современного детства, глобальны. Прежде всего, необходимо отметить наблюдаемую тенденцию поглощения детства взрослой культурой, вплоть до возможного исчезновения детства как элемента общества. В детскую субкультуру активно внедряются взрослые образы мысли, поведения, действия; современные дети достаточно хорошо информированы в вопросах, относящихся ранее традиционно к категории «взрослых»; детям доступны элементы материальной культуры взрослого мира. Хорошее будущее своих детей родители связывают с качеством образования, что приводит, зачастую, к неоправданной интенсификации детского развития, сокращения детства как такового за счет раннего обучения. Возрастают риски образовательной среды, связанные с новой ситуацией социального развития детства, с повышением требований к развитию личности. Не отрицая положительного влияния современной культуры (в частности, хорошее владение детьми сложными техническими устройствами, знания о различных сторонах жизни, потребность в информации и др.) и, своего рода, естественного «взросления» детей (детство было и остается социально-историческим образованием и в связи с этим не может быть независимым от данного контекста), все же нужно помнить, что дети остаются детьми (не маленькими взрослыми) с присущими им особенностями и потребностями. При этом психологическое здоровье предполагает полноту проживания настоящего (детства как такового, не ориентированного только лишь на подготовку к будущей взрослой жизни), чувство свободы и жизни в согласии с самим собой (как осознание и следование своим собственным, а не чужим интересам). Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, его чувствам, интересам, способностям, его отношению к себе и другим, окружающему миру, к жизни как таковой, помощь ребенку в овладении средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающим.
Понятие психологического здоровья ориентирует на создание условий, способствующих не только развитию личностной индивидуальности ребенка, но и его духовного начала, ориентации на абсолютные ценности. Если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. Это особенно актуально для современного социума, где одной из серьезных проблем является индивидуализм, разобщенность людей. Это относится и к детскому сообществу. Современный ребенок реже включен в отношения сотрудничества с другими детьми, нет таких дворовых компаний как раньше, много однодетных семей, дошкольники, зачастую, не посещают детские сады, многие игрушки ориентированы на индивидуальное использование и т.п. Современным детям присущи несовершенство коммуникативных умений, своеобразие эмоционально-нравственной сферы (эгоцентризм, повышенная агрессия, тревожность, требовательность и др.). Вместе с тем, большинство авторов в качестве одного из важных критериев психологического здоровья выделяют и направленность на других людей, способность к глубоким межличностным отношениям, стремление к гуманистическим ценностям в целом. «Отчуждение, т.е. бытие вне взаимоотношения – это ад. Это то состояние, которое влияет фактически на каждый аспект жизни личности. Каждый ребенок хочет быть «во взаимоотношении», быть самими взаимоотношениями, а не просто выжить или справиться с проблемой. Когда дети «находятся во взаимоотношении» – это тот вид существования, при котором, общаясь с другими, с миром природы и идей, они могут быть самими собой … Дети хотят быть во взаимоотношении как со значимыми взрослыми своего мира, так и со сверстниками. Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне взаимоотношения…Дети хотят таких взрослых, которые сделали бы для них возможным пребывать во взаимоотношении». Таким образом, забота о психологическом здоровье детей предполагает развитие их общения и межличностных отношений. Развитие индивидуальности, признание достоинств ребенка не должно фиксировать его на самом себе, порождать разобщенность между детьми. При этом образование, полагающее нормой ценность саморазвития, становления ребенка субъектом своей жизни, актуализацию его личностного начала, формирующего с необходимостью нравственную позицию человека, является естественной формой поддержания психологического здоровья детей.
Современные дети более свободны, на них не действуют требования подчинения, угрозы. Н.А. Горлова говорит о данной особенности, используя термин «рефлекс». Если раньше у детей был хорошо развит подражательный рефлекс, и они старались повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – самостоятельное выстраивание стратегии своего поведения. И если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии. Данная особенность представляет особую важность в контексте проблемы психологического здоровья. Человек психологически здоров (гармоничен, счастлив), если он обрел себя, нашел свою путь, его жизнь наполнена смыслом. Одним из важных условий полноценного развития ребенка выступает осмысленность его бытия, развитие рефлексии, воспитание готовности к нахождению смысла.
Особенности современной жизни определяют потребность человека в адекватной адаптации к быстро меняющимся условиям и разного рода трудностям. Недостаточная адаптированность или ее отсутствие обусловливают различные нарушения как физического, так и психологического здоровья у взрослых и, особенно, у детей. Одним из важных условий становления психологического здоровья ребенка, по мнению О.В. Хухлаевой, выступает наличие у него опыта самостоятельного преодоления препятствий, обучение детей способам защитно-совладающего поведения в разного рода трудных жизненных ситуациях . Особого внимания заслуживают повседневные неприятности, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Их влияние на развитие детской личности крайне велико. Именно в таких обыденных повседневных ситуациях, которые необходимо постоянно преодолевать, находить решения, у ребенка формируется собственное отношение к трудностям, апробируются разные способы действия и, таким образом, приобретается удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, вырабатывается определенная тактика поведения.
По результатам исследования Э.Э. Ульяновой, в условиях дошкольной образовательной организации дети, в основном, не знают, как наладить эффективное взаимодействие со взрослыми и со сверстниками. Анализ результатов собственного исследования показал, что дети наиболее часто прибегают к эмоциональным и поведенческим копинг-стратегиям, зачастую неконструктивным («злюсь», «кричу», «расстраиваюсь и ни с кем не разговариваю», «раскидываю игрушки», «стучу кулаком по столу» и др.). Одной из часто встречающихся стратегий выступает поиск социальной поддержки – обращение за помощью к родителям (преимущественно к маме), воспитателю, в редких случаях к игрушке. Также достаточно часто дети находят утешение в игре, продуктивных видах деятельности. В связи с вышесказанным, еще раз подчеркнем особую актуальность проблемы построения доверительных отношений взрослого с ребенком в семье и детском саду, развития полноценных контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, развития игры и других видов детской деятельности, формирования эффективных копинг-стратегий.
Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).