Давайте познакомимся!
Махнович Алла Васильевна- педагог-психолог,стаж работы в должности-19 лет
ГРАФИК
работы педагога-психолога
ПОНЕДЕЛЬНИК
8.30 до 17.30
СРЕДА
8.30 до 17.30
ПЯТНИЦА
8.30 до 12.30
______________________________________________________________________________
ГРАФИК
проводимых консультаций
ПОНЕДЕЛЬНИК
15.00-16.00
(для педагогов)
СРЕДА
16.00- 17.00
(для родителей)
Приоритетные направления работы педагога-психолога
.Охрана прав ребёнка;
- Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию воспитанников;
- Обучение всех сотрудников полноценному, развивающему общению с детьми;
- Создание условий для эмоционального, психологического комфорта детей как профилактика психосоматических заболеваний;
- Подготовка воспитанников к новой социальной ситуации развития;
- Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер;
- Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности;
- Содействие повышению психологической компетентности сотрудников детского сада, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также в вопросах обучения и воспитания детей;
- Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы учреждения дошкольного образования.
- ______________________________________________________________
АЛГОРИТМ
информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.); очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
-неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями; -несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
- противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка -обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего; - отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью -неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить; -обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть: информация поступившая от ребенка; информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего; информация, поступившая от работников учреждений образования; информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан; информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком; информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 01.10. 2019 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].
[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».
[2] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 "О признании детей находящимися в социально опасном положении"
[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи» ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уважаемые родители!
Ваш ребенок скоро в первый раз переступит порог учреждения дошкольного образования. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче. Для этого нам нужна Ваша помощь! Чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.
Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.
К таким нарушениям относят:
- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
- нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
- меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
- повышение температуры тела;
- изменения характера стула;
- нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности навыков самообслуживания и т.д
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:
до 1 месяца – лёгкая адаптация;
до 2 месяцев – адаптапция средней тяжести;
от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.
При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется: появляется аппетит, налаживается сон, речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
- Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
- Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
- Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
- Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
- Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.
В период адаптации воспитатели дошкольного образования, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада педагоги стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями дошкольного образования о Вашем ребенке, рассказывайте больше.
Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от педагогов и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия учреждения дошкольного образования – как можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.
Что же для этого нужно?
- Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
- Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.
- Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!
- Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
- Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.
- Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик). Она была умной, красивой, веселой. Когда стала большой, ее приняли в детский сад. Детский сад – это волшебный домик, куда мамы и папы приводят своих детей. Им в детском саду очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают, гуляют. А еще там много игрушек, особенно… (называйте любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно кататься на горке, качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты у нас большая и скоро пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравиться».
- Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!
Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов; во второй день - до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.
Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.
Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада. Если вам нужна квалифицированная помощь, педагог - психолог нашего учреждения всегда ждёт вас!
Желаем вам успехов в подготовке ребенка к важному событию в его жизни!
У вас все получится!
Консультация для родителей
"Влияние вредных привычек родителей на психическое состояние ребёнка в семье"
КОНСУЛЬТАЦИЯ https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad1lel/library/Консультация.docx
Какие представления должны быть сформированы
у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой
будущему первокласснику необходимо:
* Уметь чётко произносить все звуки речи;
* Уметь выделять заданный звук в потоке речи;
* Уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);
* Уметь произносить слова по слогам;
* Уметь составлять предложения из 3-5 слов;
* Уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово и
т.д.;
* Обобщать предметы и явления по существенным признакам (овощи,
фрукты, посуда, игрушка,транспорт, одежда, обувь);
* Уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На
детской площадке» и т.д);
* Уметь составлять несколько предложений о предмете;
* Уметь наизусть читать любимые стихотворения;
* Уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты
элементарные математические представления:
* Знать цифры от 0 до 9;
* Уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
* Уметь называть предыдущее и последующее число относительно
любого числа в пределах первого десятка;
* Знать знаки >, <, =;
* Уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7< 8, 5> 4, 6=6);
* Уметь соотносить цифру и число предметов;
* Уметь сравнивать 2 группы предметов;
* Знать названия фигур: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат,
овал, ромб, шар, трапеция, куб;
* Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
* Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз»,
«раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
* Уметь группировать по определённому признаку предложенные
предметы;
* С помощью условной мерки определять количество жидких и сыпучих
тел.
В области представлений об окружающем мире будущему
первокласснику необходимо:
* Распознавать объекты живой природы (люди, животные, растения) и
неживой природы в окружающем мире;
* Уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в
нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и
называть их отличительные признаки;
* Уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза,
корова…);
* Уметь различать по внешнему виду птиц;
* Назвать в логической последовательности времена года,
охарактеризовать их типичные признаки;
* Знать названия 12 месяцев года;
* Знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребёнок, поступающий в 1-й класс, должен
знать:
В какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком
доме;
Полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о
различных видах их деятельности;
Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к
школе?
1. Развитие мелких мышц руки:
Работа с конструкторами разного типа;
Работа с ножницами, пластилином;
Рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания,
восприятия, мышления).
Каковы критерии психологической готовности ребёнка к школе?
1. Социально – психологическая готовность к школе:
- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность
и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к
получению новых знаний);
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок
легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход
из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет
взрослых);
- Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по
необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок
уверенно владеет карандашом, ножницами);
- Пространственная организация, координация движений
(умение правильно определять «выше – ниже», «вперёд-
назад», «слева — справа»);
- Координация в системе «глаз-рука» (ребёнок может
правильно перенести в тетрадь простейший графический
образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на
расстоянии (например, из книг);
- Развитие логического мышления (способность находить
сходство и различия разных предметов при сравнении, умение
правильно объединять предметы в группы по общим
существенным признакам);
- Развитие произвольного внимания (способность удерживать
внимание на выполняемой работе в течение 15 минут);
- Развитие произвольной памяти.
ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕМЬЕ
Правовая культура - составная часть общечеловеческой культуры. Основу правовой культуры составляют юридические знания, т.е. знание законов. Человек с развитыми правовыми чувствами по меньшей мере не станет правонарушителем, а это в наше время не так уж и плохо. Человек, обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, сделать нашу страну счастливой и процветающей. Однако надо понимать, что правовая культура не дана человеку от рождения, она создаётся постепенно в процессе воспитания, образования, деятельности. Фундаментом правовой культуры являются элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, доброта, чувство собственного достоинства.
Огромную роль в формировании нравственной культуры играет семья. Именно в семье закладываются основы нравственности. Нравственность (мораль) - это общепринятые правила, образцы поведения в обществе, регулируемые общественным мнением. И где, как не в семье, ребёнок впервые знакомится с понятиями «хорошо» и «плохо». Именно родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения в семье, на улице, в гостях, в общественных местах и т. д. Личный пример родителей влияет на формирование жизненного опыта детей, при помощи родителей моделируются ситуации поведения детей в различных местах. Обладая умением слушать, слышать и понимать ребёнка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития сына или дочери, для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям. Если у вас благополучная семья и ребёнок чувствует любовь близких, то вероятнее всего он вырастет добрым, отзывчивым, дисциплинированным. И всё же многие родители недоумевают, когда их ребёнок становится вдруг грубым и непослушным: «Почему это происходит именно с моим ребёнком?» - спрашивают они себя. Настоящие причины серьёзных нарушений поведения обычно скрыты. А в число трудных детей обычно попадают дети особенно чувствительные и ранимые. Почему? Можно назвать несколько причин:
1. Борьба за внимание - верный способ привлечь внимание вечно занятых родителей - дерзкие выходки. Лучше негативное внимание, чем никакого.
2. Борьба за «победу» - стремление взять верх над родителями возникает, когда ребёнку кажется, что ущемлено его право на самостоятельность и независимость.
3. Желание отомстить - дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные: родители ссорятся, более внимательны к другим детям.
Именно в семье рождается понятие «надо», «необходимо». Ребёнку будет легче в будущем принять правила и нормы, диктуемые обществом, уважительно относиться к закону, обязанностям. Правила вносят определённый порядок в обычных ход событий, и дети чувствуют себя намного увереннее, потому что последовательное выполнение установленных правил делает окружающий мир предсказуемым, а это так необходимо детям. (Режим дня). Большинство детей, живущих в упорядоченном и предсказуемом мире, делает всё наилучшим образом, потому что правила и ограничения, оговоренные ясными условиями, предполагают образцы поведения ребёнка. Другими словами, ребёнок живёт по законам семьи:
1. Единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2. Закон значимости похвалы для ребёнка.
3. Закон трудового участия каждого члена семьи.
4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Каждый родитель, воспитывая своего ребёнка, хочет видеть в нём личность, образованного и успешного человека, законопослушного гражданина. Способы воспитания правовой культуры у детей в семье:
1. Устанавливайте ясные и согласованные семейные правила - они необходимы детям, чтобы точно знать, чего от них хотят.
2. Устанавливайте договоренность.
3.Личный пример родителей - активная жизненная позиция, соблюдение трудовой дисциплины.
4. Установление границы собственности: чем может распоряжаться ребёнок по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем - нет (в том числе вещами общего пользования).
5.Определяйте круг обязанностей по дому.
6.Учите предотвращать конфликты - выяснить причину, не сваливать всю вину на другого человека, умение прощать и просить прощения.
7. Откажитесь от чрезмерной опеки ребёнка - вы лишаете его права самостоятельного принятия решения.
8.Сдерживайте эмоции и будьте справедливы - не спешите помогать выпутаться из сложившийся ситуации, иногда ребёнку полезно принять всю ответственность на себя.
9. Решайте все проблемы цивилизовано - агрессия порождает агрессию, ребёнок может навсегда запомнить, что сильный всегда прав.
10. Воспитывайте культуру поведения.
Уважаемые родители! Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.
Десять советов родителям будущих первоклассников
Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Консультация для родителей
«Влияние родительских
установок на развитие детей»
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое - сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
|
Сказав так: |
подумайте о последствиях |
и вовремя исправьтесь |
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". |
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. |
"Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!". |
"Горе ты моё!" |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. |
"Счастье ты моё, радость моя!" |
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" |
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. |
"Поплачь, будет легче…". |
"Вот дурашка, всё готов раздать…". |
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. |
"Молодец, что делишься с другими!". |
"Не твоего ума дело!". |
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. |
"А ты как думаешь?". |
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". |
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя |
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!". |
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". |
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. |
"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!". |
"Не кричи так, оглохнешь!" |
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. |
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!". |
"Неряха, грязнуля!". |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. |
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!" |
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). |
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. |
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого". |
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". |
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. |
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!". |
"Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь…!" |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. |
"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!". |
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" |
Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. |
"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!" |
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". |
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. |
"Давай немного оставим папе (маме) ит.д." |
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" |
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. |
"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…". |
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". |
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. |
"Как ты мне нравишься!". |
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". |
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. |
"Смелее, ты всё можешь сам!". |
"Всегда ты не вовремя подожди…". |
Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. |
"Давай, я тебе помогу!" |
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". |
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. |
"Держи себя в руках, уважай людей!". |
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
- Я сейчас занят(а)…
- Посмотри, что ты натворил!!!
- Как всегда неправильно!
- Когда же ты научишься!
- Сколько раз тебе можно повторять!
- Ты сведёшь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во всё лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами…!
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы не случилось, наш дом - наша крепость.
- Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок - не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
"Как победить простудные заболевания"
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad1lel/library/консультаци.docx
http://https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad1lel/library/КОНСУЛЬТАЦИИ_ДЛЯ_РОДИТЕЛЕЙ.docx
«Влияние образа жизни родителей на психическое здоровье ребенка»
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad1lel/library/Консультация_для_родителей.docx
________________________________________
Консультация
Адаптация детей раннего возраста к условиям
учреждения дошкольного образования
Проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям учреждения дошкольного образования очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка раннего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты учреждения ставтпеед собой задачу помочь не только ребенку, но и семье.
Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой забывают простые истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Несколько полезных советов:
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка успешно освоила учебную программу дошкольного образования, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова- надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Консультация "Как справится с детской истерикой"
Скандал по всем правилам, или как справиться
с детской истерикой
Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть?
Вот что советуют психологи
- Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях, и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка
Задумайтесь над причиной истерики ребенка:
- -Ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни;
- -Ребенок манипулирует вами, он привык таким способом добиваться всего, что он хочет.
Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться.
Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия;
в) ребенок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину, и истерика пройдет.
2. Главное средство от истерик – не впадать в такое же неистовство, пытаясь сохранять спокойствие, выразить свое сочувствие ребенку:
«Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе…», «Я знаю, как это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло».
Ребенок не услышит вас с первого раза, но, повторив эту фразу раз 20, вы достучитесь до своего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось!). Договорите с ребенком, выясните причины его поведения.
3. Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.
4. Дети 3 - 5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.
Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно.
5. По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз опадали в такую ситуацию.
6. Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка, его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тетин) характер.
Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя. Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.
Ребенок имеет право на жизнь без насилия
Каждый ребенок имеет право на жизнь без насилия и жестокости.
Родители - самые близкие для ребенка люди - в первую очередь ответственны за его безопасность и защиту.
Неудовлетворение жизненных потребностей ребенка - это не предоставление ребенку хорошего питания, одежды, медицинской помощи, воспитания и образования, отсутствие гигиены, оставление ребенка без присмотра...
Неудовлетворение жизненных потребностей ребенка приводит к формированию у него эмоциональной холодности и жестокости, серьезному ухудшению здоровья вплоть до развития инвалидности и даже смерти (в результате несчастного случая).
Физическое насилие - это избиение, удары рукой, ремнем или другим предметом, таскание за волосы, встряхивание младенца, скручивание уха, выкручивание рук, принуждение стоять на коленях...
Сильное встряхивание младенца может привести к умственной отсталости, церебральному параличу, слепоте и даже к смерти. Невинный подзатыльник может стать причиной сотрясения мозга. Пощечины и удары в область уха могут вызвать частичную или полную потерю слуха.
Дети, пострадавшие от физического насилия, вырастают замкнутыми и неуверенными в себе, у них формируется склонность к употреблению алкоголя, наркотиков, совершению правонарушений. Зачастую дети, подвергшиеся физическому насилию, став взрослыми, сами совершают насилие в отношении своих близких.
Эмоциональное насилие - это крики, оскорбления, нецензурная брань, постоянная критика и принижение успехов ребенка, демонстрация неприязни к ребенку, запугивание, угрозы бросить ребенка или выгнать из дома, отказ говорить с ним...
У детей, подвергшихся эмоциональному насилию, формируется комплекс неполноценности, отмечаются частые приступы беспокойства, тоски и чувства одиночества, ухудшаются успеваемость в школе и состояние здоровья, повышается риск быть подверженным дурному влиянию улицы. Жизнь таких детей часто не складывается из-за ложного осознания собственной никчемности, неумения построить отношения с окружающими, отсутствия веры в себя.
Сексуальное насилие - это сексуальный контакт, непристойные сексуальные прикосновения, демонстрация половых органов, изнасилование, вовлечение в порнографическую деятельность и проституцию.
У детей, пострадавших от сексуального насилия, развиваются тяжелые депрессии, часто приводящие к попыткам самоубийства. Впоследствии эти дети нередко начинают заниматься проституцией, у многих из них наблюдаются проблемы в сексуальной жизни.
Дети говорят:
Дорогие папы и мамы!
-Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше.
-Когда вы кричите и обзываете меня, мне кажется, что я самый плохой на свете. Тогда рушатся все мои надежды, и я перестаю верить в себя.
-Когда я надолго остаюсь один, я чувствую себя брошенным и никому не нужным.
-Не требуйте от меня того, чего я еще не умею.
-Когда вы говорите "Ты мне всю жизнь испортил", я чувствую себя виноватым. Но ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
-Когда вы хотите сделать мне замечание, поговорите со мной наедине. Мне очень больно и обидно, когда вы делаете это в присутствии других.
-Когда вы сравниваете меня с другими, я считаю, что меня предают. Я у вас единственный и неповторимый. Я имею право быть таким, какой я есть.